Мышь

Наряду с клавиатурой, мышь тоже является важнейшим устройством ввода. Собственно, таковыми являются кнопки, на ней расположенные. С помощью мыши нельзя вводить текстовую информацию (если только не брать соответствующие программы-эмуляторы клавиатур), но именно это и является ее главным преимуществом.

Принцип действия мышей очень простой: два датчика отслеживают перемещение мыши соответственно по горизонтали и по вертикали, и на основе их данных драйвер мыши формирует движение курсора на экране.

Существует три типа мышей:

  • Механические, в них основным элементом являются датчики, отслеживающие движение шарика. Датчики механические, отсюда и название мышей. В результате этого движение мыши происходит не так плавно, да и долговечность ее тоже невелика. Поэтому, так как качество их оставляет желать лучшего, а себестоимость не намного ниже оптомеханических мышей, практически все производители прекратили их выпуск.
  • Оптомеханические. Аналогичны механическим, но движение шарика отслеживаются оптическими датчиками. Такие мыши довольно надежны, универсальны (могут работать на любой ровной поверхности, дешевы, поэтому получили очень большое распространение, и обычно используются именно они.
  • Оптические. Оптическая мышь посылает луч на непрозрачную поверхность, а после отражения луч поступает обратно в мышь и там анализируется электроникой, которая в зависимости от характеристик полученного сигнала и отслеживает два направления движения мыши, основываясь либо на углах падения, либо на каких-либо других признаках. Преимущество такой мыши — очень высокая надежность, достоверность и плавность движения. Минусом является разве только сравнительно большая цена такой мышки, а также то, что нужно все время держать ее прижатой к коврику (или иной поверхности), иначе курсор двигается туда, куда ему заблагорассудится.

Надо сказать, что раньше оптические мыши использовались только со специальным ковриком с нанесенной на него разметкой, который обычно поставлялся вместе с самой мышью. Теперь же прогресс в этой области позволил создавать оптические мышки, работающие практически на любой поверхности. Здесь оптический датчик представляет собой своего рода видеокамеру, а встроенный в мышь процессор производит съемку с определенной частотой кадров и, анализируя полученные результаты, определяет направление движения мыши. Недостаток технологии заключается в том, что если процессор не обладает необходимым быстродействием, то при очень быстрых перемещениях манипулятора курсор начинает вести себя непредсказуемым образом. Однако у хороших (и поэтому дорогих) мышей с этим обычно все в порядке. Из особенностей использования можно отметить, что оптическая мышь не работает на прозрачных и дифрагирующих поверхностях, например на оконном стекле или поверхности компакт-диска.

Другая важная характеристика мыши — способ ее подключения к РС, то есть интерфейс. Раньше в основном использовался COM-интерфейс, теперь же стандартным является PS/2. Особой разницы между ними не наблюдается, но к порту PS/2 подключить все равно не удастся ничего, кроме мыши, поэтому предпочтительней мыши с 6-контактным круглым разъемом PS/2. Надо только отметить, что в очень старых компьютерах такого разъема нет, и тут выход один — мышь для COM-порта с 25- (реже) или 9-контактным гнездом на конце кабеля.

Есть также USB-мыши, рассчитанные на работу с шиной USB. Они лучше других, потому что, во-первых, обеспечивают большее количество отсчетов в единицу времени (об этом дальше), а, во-вторых, их можно включать при работающем компьютере, что особенно важно для владельцев портативных PC. Правда, мышки для COM-порта тоже приспособлены для горячего подключения, но вот в случае с PS/2 это хотя и можно, но не нужно по тем соображения, что так очень легко спалить порт. К тому же USB-мыши современнее. Вот только цена разочаровывает… И пока она не упадет до уровня мышей «не USB», то, на мой взгляд, нельзя будет однозначно сказать, что мыши для USB гораздо лучше. А если у вас антикварный компьютер, то тут выбор только один — COM.

Теперь о разрешении и об отсчетах. Разрешение мыши измеряется в dpi и показывает, сколько отсчетов (импульсов, на которые разбивается пройденное расстояние) совершает мышь при прохождении одного дюйма. Естественно, чем больше, тем лучше, так как большее разрешение позволяет более точно позиционировать курсор, а движение курсора становится более плавным. Нормальное разрешение мыши составляет 200-900 dpi. При этом точность, естественно, зависит от разрешения экрана монитора и выбранной скорости движения. Кстати, увеличение скорости путем выставления соответствующей опции в панели управления не связано с увеличением dpi, как считают некоторые, просто драйвер сопоставляет одному отсчету большее количество экранных пикселов. При работе в низких разрешениях это не так существенно, но вот при больших разрешениях курсор начинает двигается заметными скачками, что очень раздражает, особенно при работе с мелкими объектами, поэтому либо приобретайте хорошую мышь, либо ставьте низкое разрешение, либо уменьшайте скорость перемещения указателя.

Оптические мыши могут иметь разрешающую способность 1000 dpi и более, поэтому при их использовании курсор можно очень точно позиционировать даже при больших разрешениях экрана и максимальной скорости его перемещения. Так что, если есть деньги, выбирайте оптические мыши, так как они обладают самым большим среди всех мышей разрешением. К сожалению, параметр dpi мало где указывается, но его, как правило, можно определить по цене — чем она выше тем мышь качественней (точнее, наоборот: чем мышь качественней, тем выше ее цена).

Другое дело, сколько отсчетов мышь может сделать за секунду. Это уже зависит не от мыши, а от интерфейса. У мышей с интерфейсами COM и PS/2 это число равно 40, а у USB больше 100. Этот параметр указывает, насколько плавно указатель мыши может двигатся при быстрых ее перемещениях (именно быстрых перемещениях самой мыши). При медленных перемещениях этот параметр не имеет особого значения, так как и 40 отсчетов в секунду вполне хватает, но вот при игре, скажем, в Unreal Tournament, это очень даже существенно. Предположим, вы играете в разрешении 1024х768. Тут к вам сзади кто-то подходит и вставляет в соответствующее место ракету. Если вы остались живы, то не более чем за одну секунду вам нужно развернуться на 360 градусов и дать ответный удар, иначе потом этого уже не сделать. Нетрудно посчитать, что при мыши, подключенной к порту PS/2 экран будет двигаться «порциями» не менее чем по 25 пикселов. А если при прицеливании вы ошибетесь на 25 пикселов, то это будет существенный промах. Правда, существуют утилитки, которые могут разгонать мышь (забавно звучит: разгонять мышь) и увеличивать число отсчетов в секунду с 40, скажем, до 60. Но зачем возиться с утилитками, которые только жрут память и лишний раз грузят процессор, к тому же не обладая хорошим эффектом, не легче ли использовать USB-мышь, которая раза в три точнее?

Раньше были еще так называемые Bus Mouse, использующие системню шину. Они продавались вместе со своими карточками расширения и имели специальный разъем. Сейчас такое решение устарело и мы поэтому не будем на нем подробно останавливаться. Скажем только, что старые notebook’и могут иметь встроенные порты для Bus Mouse.

Если вам не нравятся хвостатые зверьки, то существуют и бесхвостые породы мышей. Как и клавиатуры, они могут использовать либо инфракрасное, либо радиоизлучение. Последние, конечно, лучше, так как могут работать и при отсутствии прямой видимости с приемопердатчиком. Вот только не забывайте менять батарейки. Говорят, кстати, что от аккумуляторов такие мыши не работают, потому что аккумулятор дает 1.2 V вместо положенных 1.5. Не знаю, сам не проверял.

Стандартная мышь имеет три кнопки. Очень распространены двухкнопочные мыши, так как третья кнопка практически не используется. Но большинство мышей имеет и другие полезные и не очень дополнения. Чаще всего это колесико, позволяющее прокручивать содержимое окна. Конечно же, это удобнее, чем тыкать указателем по линейке и тянуть ее вниз. Поэтому выбирайте мыши с колесиком. Оно может быть расположено либо сбоку, либо посередине — для каждого удобно разное положение. Еще на мыши могут быть дополнительные кнопки (от 1 до 40), которым можно приписывать разные функции. Если вы ими не пользуетесь, то, думаю, они и не нужны, так как будут только мешать.

Еще одной интересной разновидностью мышки является ее видоизменение в виде телефона. Телефон там самый обычный, включается в обыкновенную телефонную розетку. Чтобы от мыши не отходило два провода, их обычно объединяют в один, а разделение на телефонный кабель и собственно кабель мыши происходит в отдельном небольшом блоке, к которому все и подключается. Говорить можно с помощью громкой связи, не отвлекаясь от основного занятия, для этого у «мышетелефона» есть динамик и микрофон. Такое оригинальное решение представляет очень хорошую альтернативу как обычному, так и миниатюрному телефонному аппарату, который, например, вешается на монитор. Так как в этих устройствах нет ничего сложного и дорогого, то стоят они тоже относительно недорого (примерно столько же, сколько телефон с такими же функциями и аналогичная мышь), поэтому такие мышки могут быть очень полезными для тех пользователей, которые любят поговорить по телефону не отрываясь от экрана.

Небольшой разновидностью мышеподобных манипулятором является трэкбол (Trackball), который по сути та же мышь, только перевернутая. Передвижение курсора осуществляется движением шарика (точнее, шара, так как размеры его побольше, чем у мыши). Лично мне кажется сомнительным удобство такого устройства (может быть потому, что я им просто никогда не пользовался), но он представляет хорошую альтернативу для тех пользователей, чей стол заставлен кофейными чашками и прочей утварью. Если вы и есть такой пользователь, то обратите внимание, чтобы корпус был достаточно массивным и не скользил по столу, а шар большим. Считается, что трэкболы особенно удобны при работе с графическими программами, так как позволяют более точно позиционировать курсор. Может показаться несколько странным, но трэкболы тоже бывают беспроводными.

Выбирайте мыши большого размера. Очень неприятно, когда она постоянно вываливается из рук. Хорошо, если она не слишком тяжелая, тогда ей легче и приятнее двигать. Да и вообще в мышке все должно быть хорошо, потому что неудобная или плохо работающая мышь очень омрачает все то, что бы вы ей не делали. Коврик тоже должен быть большим и удобным. Недавно появились коврики с гелевой подушкой для запястья, но, как мне кажется, лишняя неровность только мешает. Кстати, особенно если мышь оптическая, вместо коврика очень хорошо использовать лист бумаги — сцепление ним будет лучше, да и всю грязь, жир и пот (очень актуально летом, когда играешь в Unreal) он впитывает неплохо. А когда испачкается, легко и не жалко заменить на новый.

Вам может также понравиться...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *